Москва и Баку должны договариваться, иначе ситуация в регионе изменится – Григорий Трофимчук

Эксклюзивное интервью АМИ Новости-Азербайджан с известным российским политологом Григорием Трофимчуком:
- Следует ли расценивать прекращение Россией экспорта азербайджанской нефти по нефтепроводу Баку-Новороссийск как ответ Москвы на отказ Баку продлить аренду Россией Габалинской РЛС? - Это первое, что приходит на ум наблюдателю. Однако в этом решении политики намного меньше, чем экономики, ведь в обеих наших демократических странах экономику всегда ставят впереди. Поэтому раз в данном проекте нет финансового смысла, нет запланированной прибыли, то он убыточен, а значит, и не нужен. Тот же рыночный расчет сработал и с Габалинской РЛС: до определенного финансового порога арендная плата казалась России адекватной, но с какого-то момента уже нет. Какой смысл оплачивать этот ржавый сарай живыми миллионами? К примеру, с арендуемого Байконура Россия хоть что-то запускает. И потом, станция прикрывала ведь и Азербайджан тоже, так почему Россия должна только своими деньгами защищать совместные военно-политические интересы?
Я не раз говорил, что именно деньги, рынок погубят остатки братских отношений между народами бывшего СССР. В данном случае они влияют на отношения между Россией и Азербайджаном, хотя эти две страны могли бы поставить политику впереди экономики, как это и положено по логике вещей. И тогда бы они вместе получали политические и экономические дивиденды и от Габалы, и от ветки Баку-Новороссийск, и много от чего еще.

При этом я бы предостерег отдельных российских экспертов, которые с детской радостью отрабатывают эту тему  на Азербайджане, на фоне закрытия данной трубы, так как ни Россия, ни Азербайджан от этого не выиграли. Выиграла третья сторона, которой ни россияне, ни азербайджанцы не нужны. Растущим недоверием Баку и Москвы друг к другу скоро воспользуются силы, включая террористические группировки, которые постепенно двигаются сюда с Ближнего Востока. Поэтому чем больше побьют тарелок обе столицы до наступления настоящих «холодов», тем лучше.

- Можно ли в связи с этим говорить о некоем осложнении азербайджано-российских отношений?

- Безусловно, это ощущается. Но на этот расклад существенно влияет и то, что с годами все меньше остается того, что связывало когда-то Азербайджан и Россию. И этот фактор, возможно, даже более серьезный, чем политическая конъюнктура, которая под давлением обстоятельств может в любой момент смениться на знак «плюс».

Охлаждение иллюстрируется некоторыми мелкими, но характерными деталями. Например, недавно в Баку была приглашена Ксения Собчак и редакторы оппозиционных российских СМИ, в рамках полезного в целом интеграционного мероприятия – встречи выпускников МГИМО. В другое время ее бы туда не пригласили, а если бы и пригласили, то не создавали особой информационной атмосферы. Это примерно то же самое, как если бы в Москву, на аналогичный вечер друзей, пригласили азербайджанских оппозиционеров.

Происходит странное: все либеральные силы сегодня пытаются запугать Баку «арабской весной», но при этом  Баку приглашает к себе тех, кто выступает за подобное «обновление» по всему миру, включая Россию и Азербайджан. Возможно, российские радикальные либералы и журналисты были к месту в недавней Грузии, куда их активно приглашал М. Саакашвили, но ведь Грузия – это не Азербайджан, так как именно там и случился тот первый «цветной» толчок, который сейчас некие силы хотели бы повторить в Азербайджане. Теперь в Баку могут косяком поехать Немцов, Касьянов, Каспаров. Потом последует и остальной «пакет евроценностей». Это как раз та невероятная удача, которую Запад на азербайджанском направлении ждал годами: Баку начинает приглашать к себе «друзей Азербайджана», которые, как Собчак, открыто называют власть страны «тоталитарной» даже после всех угощений и торжественных приемов.

С точки зрения формата власти, Москва и Баку  имеют много общего, здесь не должно быть иллюзий, поэтому Запад с радостью будет ждать шанса опрокинуть обе «авторитарные, диктаторские системы».

Возможное охлаждение отношений с Россией автоматически избавляет Азербайджан от многолетней политики многовекторности, не оставляя ему иного выхода, кроме союза с США и НАТО. При этом именно Запад, а не Москва, будет держать азербайджанскую власть под круглосуточной угрозой переворота. Россия, панически опасающаяся даже социальных сетей, на такие тонкие вещи не способна по определению. Но теперь, в режиме плоской одновекторности, на Азербайджан влиять будет легче.

При этом надо сказать, что достаточно просто одного хорошего официального визита или И. Алиева в Москву, или В. Путина в Баку, с широкой повесткой дня, и все встанет на свои места. Возможно, на фоне геополитических событий не помешала бы нетривиальная совместная инициатива – типа Кавказской конференции по Сирии, с привлечением всех стран региона, которые по тем или иным причинам не попадут на более общую и в целом оторванную от истинных интересов местных народов «Международную конференцию по Сирии».

- Как возможное ухудшение отношений с Россией может отразиться на региональном положении Азербайджана - спровоцирует ли это осложнение  отношений с Ираном и возобновление боевых действий в Карабахе?

- Если Баку останется один на один с Вашингтоном и Брюсселем, Карабах активируют неминуемо. Не исключено, что ведущие западные державы сочтут единственным мирным выходом из этого тупика признание суверенитета Карабаха, однако  такое «мирное решение» не может устроить Баку. Запад прекрасно понимает, что единственным препятствием, мешающим такому развитию событий, является действующая азербайджанская власть, которая не пойдет на такой шаг ни при каких условиях. Но другой кандидат в президенты вполне может пойти на такое соглашение в обмен на обещание предвыборной поддержки. Скоро в Азербайджане выборы, и если Баку с Москвой не найдут накануне этого важнейшего политического события точных решений, на Южном Кавказе многое  может измениться уже в ближайшее время.

Важен и еще один региональный аспект. Баку, как и Анкара, наверняка, отдает себе отчет в том, что недавний массовый теракт в Турции был осуществлен не мифическими «сирийскими боевиками» (Дамаску в своих руинах бы разобраться), а как раз теми «друзьями» Турции и Азербайджана, которые начинают пропитывать Кавказ своими проектами, готовить ему участь Ближнего Востока. В этой связи для Баку опасно поддерживать официальные турецкие версии таких терактов, даже если Турция Азербайджану и ближайший брат. Какое бы братство ни было, но при этом существует надежная поговорка: «Каждый умирает в одиночку».

Иран в этом смысле как раз наиболее спокойный сосед Азербайджана, от которого не стоит ждать никаких сюрпризов. Можно, конечно, проклинать «иранских фундаменталистов», но факт остается фактом. Будет печально, если в событиях  против Ирана Азербайджану отведут такую же роль, какая отведена Турции в войне с Сирией.

- Следует ли вслед за этим ожидать существенного переориентирования во внешней политике Азербайджана на Запад?

- Дальнейшее охлаждение азербайджано-российских отношений не оставляет Баку иного выбора. Если за азербайджанской спиной уже не будет России, это место не займет никто. Кстати, Казахстан, географически стоящий в азербайджанском тылу, казалось бы, должен всерьез озаботиться ближайшим переформатированием Южного Кавказа, так как после этого региона на очередь встанет Центральная Азия, и, само собой, сам Казахстан.

Однако и здесь мы видим прямо противоположные шаги – к примеру, желание Астаны основать морскую «логистическую базу» США в Актау. Глядя на такую динамику, очевидно, что формируются угрозы  каспийским странам в плане принадлежности им  ресурсов Каспийского моря и даже суверенитета.

- Насколько реально размещение американской военной базы в регионе после вывода американских войск из Афганистана в 2014 году?

- Американские базы скоро будут во всех республиках СНГ без исключения, что в принципе уже почти налицо. Для начала они будут называться «логистическими центрами» (как в Актау или Ульяновске), «чтобы никто не догадался, что эта песня о тебе».

Вот только если российская военная инфраструктура ушла из Азербайджана относительно легко и просто, то с американскими военными так не будет. В этом – принципиальная разница между американской и российской военной базой. Поэтому очень скоро на берегах гостеприимного Каспийского и не менее гостеприимного Черного моря (в Грузии) будут в большом количестве загорать белозубые афроамериканцы.
В какой-то степени Азербайджан должно утешать то, что основная база НАТО, при выводе войск из Афганистана, будет размещена в Центральной Азии, а не на Южном Кавказе. Но афганские наркотики, при этом, будут так же успешно пересекать Каспийское море и наполнять Азербайджан, как сейчас с легкостью они пересекают южные границы России.

- Какова Ваша оценка недавнего визита министра иностранных дел Азербайджанской Республики в Россию?

- Хорошо уже то, что глава МИД Азербайджана приезжает советоваться в Москву по актуальным вопросам, в том числе карабахской проблеме. На сегодняшний день только сам этот факт – отсутствие полного молчания – мы должны признать позитивным, не надеясь на большее.

Наиболее интересный момент в переговорах Эльмара Мамедъярова с российскими коллегами – напоминание о Мадридских принципах, их реализация в обмен на процветание (подчеркнем это слово) соседних с Карабахом территорий.

Однако для того чтобы в процветание поверили все – включая, прежде всего, проживающих здесь армян – одного заявления мало. Придется несколько лет, не уставая, убеждать в этом людей, иначе они ни во что не поверят. Убеждать армян, что они, как и азербайджанцы, будут кататься здесь «как сыр в масле», как не «катаются» даже армяне в самой Армении. Это вопрос не политики и не дипломатии, а точечной пропаганды. К сожалению, параллельно идут разговоры о возможной войне за Карабах, и эти векторы несовместимы. Эти противоречия будут всегда позволять Армении говорить, что у нее нет никакой уверенности в безопасности региона.

Если в процветание прикарабахских территорий поверят все страны, кроме Армении, тогда ей просто будет некуда деваться. Но пока что и их не убедили ни в чем, включая Россию. Кстати, почему бы не показать хотя бы на примере одного соседнего с Карабахом района этот «земной рай»? Почему все пытаются решить оптом, а не в розницу? Я вам гарантирую, что даже жителей самого Карабаха не смогла бы остановить никакая сила, если бы они наблюдали невдалеке от себя зеленую зону богатства, благополучия и мира, где хорошо всем – и азербайджанцам, и армянам, и русским. Они бы сами пошли жить туда, где лучше, пройдя ногами эти несколько несчастных километров.

Визит министра иностранных дел АР не имел широкого освещения в России, и это само по себе говорит о ставшем уже привычным отсутствии прорыва.

Роман Темников.

24/05/2013

БАКУ, Новости-Азербайджан