НЕКРОЛОГ по поводу кончины ГЕЙДАРА ДЖЕМАЛЯ

Гейдар Джемаль родился 6 ноября 1947 года в Москве.

Отец — Джахид Шамиль оглы Джемаль, азербайджанец (1928—2011), заслуженный художник России. Он родился в селении Гюлаблы в Азербайджане. Учился в Азербайджанском государственном художественном училище им. Азима Азимзаде. Окончил Московский художественный институт им. Сурикова по специальности художник-живописец, член Союза художников СССР (с 1957 года), преподавал сначала в МАРХИ, а затем в Строгановке. Начиная с 1977 года Джахид Джемаль работал в МГТУ им. А. Косыгина, где занимал должности доцента, а позже профессора кафедры рисунка и живописи. На протяжении двадцати четырёх лет, с 1982 по 2006 гг., являлся заместителем декана факультета прикладного искусства. Дед по отцу сначала возглавлял отдел по борьбе с бандитизмом в НКВД Закавказской республики, во время Великой Отечественной войны был военным комиссаром Карабаха, затем председателем Верховного суда Азербайджанской ССР.

Мать — профессиональная наездница Ирина Игоревна Шаповалова была дрессировщицей крупных хищников, держала в театре Дурова рысь по кличке Мерси. Её отец был высокопоставленным партийным деятелем, профессором немецкой классической философии. Именно он оставил в наследство внуку любовь к философии и превосходную библиотеку. По материнской линии Джемаль — прямой потомок генерала Шепелева.

В 1965 году, после окончания школы поступил в Институт восточных языков при МГУ, но через год был отчислен из него с формулировкой «в связи с проявлением буржуазного национализма». Работал токарем, а также подрабатывал репетиторством, преподавая иностранные языки. Недоучившегося студента устроили корректором в издательство «Медицина». Там он познакомился с выпускником биологического факультета МГУ Ильёй Москвиным. Тот работал в «Медицине» редактором, занимался литературой по психиатрии. Джемаль говорил знакомым, что Москвин «открыл ему новый мир». Кроме психиатрии, Москвин познакомил Джемаля в начале 1968 года с «шизоидным подпольем» (кружок на Южинском). К тому времени Джемаль уже был женат, у него рос сын Орхан. В 1979 году установил связи с исламскими кругами в Таджикской ССР. В то же время наряду с философом А. Г. Дугиным вступает в эзотерический кружок, группировавшийся вокруг Евгения Головина. В конце 1988 года Джемаль вместе с Дугиным вступил в общество «Память». С 1989 года принимает участие в исламской политической деятельности в СССР. В 1990 году Гейдар Джемаль принял участие в создании в Астрахани Исламской партии возрождения и стал заместителем председателя этой партии. В том же году он создал независимый информационный центр «Таухид» и с 1991 по 1993 год издавал газету «Аль-Вахдат» («Единение»). С 1993 года начал издавать журнал «Ат-Тавхид» («Единобожие»). В 1993 году принял участие в Хартумской конференции, на которой была создана международная мусульманская организация «Исламский комитет». Летом 1995 года создал и возглавил «Межрегиональное общественное движение Исламский комитет» (официально зарегистрированное в декабре). С 1993 по 1996 год Гейдар Джемаль вёл исламский раздел в передачах «Ныне» на Первом канале, «Все суры Корана» на канале «Культура» и «Тысяча и один день» на канале РТР . В 1998 году прочитал на философском факультете МГУ лекции на тему «Традиция и реальность».

Философские и политические взгляды Джемаля оцениваются в обществе многогранно. Социолог Б. Ю. Кагарлицкий считает, что Джемаль «не просто философ и теолог, но и общественный деятель, занимающий самостоятельную позицию, решительно противопоставляющую его большинству мусульманского духовенства». Б. Ю. Кагарлицкий отмечает, что политические взгляды Джемаля («революционная теология») представляют собой попытку «соединить потенциал сопротивления, накопленный в исламе, с опытом и структурами левого движения» и являются неким исламским аналогом «теологии освобождения, распространенной среди радикальных католиков Латинской Америки». Также Кагарлицкий отмечает, что «Политический ислам Джемаля — это „теология революции“. В определенной мере он опирается на идейный опыт „красных мусульман“, сыгравших немалую (и в полной мере ещё не исследованную) роль в революционных событиях 1917—1919 годов. Как и большинство ислам¬ских критиков Запада, Гейдар Джемаль занимает жесткую антиамериканскую позицию. Однако его антиамериканизм является в первую очередь антиимпериалистическим. Сопротивление Америке рассматривается им не как противостояние чуждой культуре или религии, а как антибуржуазное восстание».

Известный журналист и писатель А. С. Челноков писал, что «Несколько человек, в их числе и Джемаль, изучали труды мистиков и эзотеристов, добытые с превеликими усилиями в спецхранах „иностранки“. Томящиеся в собственном соку, „чернокнижники“ чудачили как могли: придумывали ритуалы, наподобие тех, что приняты в сатанинских сектах; обряды инициации (посвящения) сопровождались обильными возлияниями и употреблением наркотических снадобий».

Ушел из жизни большой ученый, высокий интеллектуал, глубоко понимающий суть не только ислама, но и других религий. Его широчайшие знания, огромный опыт, мудрость, пришедшая на полях дискуссий, споров, общений с выдающими учеными, экспертами, журналистами, востребованы именно сегодня, в трудное время противоречий в мире (исламский терроризм, Евразийское единение, проблемы мигрантов в Европе и др.)

Большой друг РНКАА МО, почетный член Совета РНКАА МО, частый гость в собраниях, Конференции и др. мероприятиях.
Вечная память о большом ученом, философе, исламоведе и просто прекрасном человеке останется в сердцах всех азербайджанцев и представителей жителей народов, проживающих в России, Азербайджане и в мире. РНКАА МО приносит глубокие соболезнования семье — жене, сыну и всем близким по поводу кончины Гейдара Джемаля.