«ПРОИСХОДЯЩЕЕ СЕЙЧАС НА ЮГО-ВОСТОКЕ УКРАИНЫ, АЗЕРБАЙДЖАН ПЕРЕЖИЛ 20 ЛЕТ НАЗАД»

Российский политолог: «Ни один другой российский политик не позволял себе столько оскорблений в адрес азербайджанцев, как он»
А теперь представьте себе, что будет, если она из таких ракет, отклонение которой от точки наведения составляет не более 10 метров, прилетит в днепропетровскую резиденцию олигарха Игоря Коломойского?
Эксклюзивное интервью Vesti.Az с известным российским политическим аналитиком Олегом Кузнецовым.

- Олег Юрьевич, можно ли говорить о том, что антитеррористическая операция на юго-востоке Украины завершилась, и началась российско-украинская война? По крайней мере, так считает министр обороны Украины Валерий Гелетей. Об этом же 28 августа Петр Порошенко объявил на весь мир, заявив, что в пределы Украины вступила российская армия, при этом руководство Украины не разорвало с РФ дипломатических отношений и не объявило войну.

- Вы сделали совершенно справедливую оговорку в конце своего вопроса: о какой войне между Россией и Украиной в настоящее время может идти речь? Нет никакой войны ни де-факто, ни де-юре и быть не может. Если бы она началась, то морская пехота российского Черноморского флота уже маршировала бы по Одессе под приветственные крики горожан, еще помнящих ужас сжигания заживо людей 2 мая в Доме профсоюзов, а военнослужащие 106-й гвардейской Тульской дивизии ВДВ уже заняли бы аэропорт «Борисполь» под Киевом, чтобы высшее политическое руководство Украины не могло бы сбежать из страны, и было кому из его состава подписывать акт о безоговорочной капитуляции. Но этого нет, как нет много чего из того, о чем заявляют официальный Киев, Брюссель или Вашингтон, но что так и не находит своего реального подтверждения на практике. Иногда мне кажется, что украинское общество переживает массовое умопомрачение, своего рода реактивный психоз, а весь остальной мир находится в недоумении, гадая, правда ли в Киеве все сошли с ума, или они так умело прикидываются, симулируя приступ неврастении?
Посудите сами, в 2007 году Украина передала Грузии абсолютно все находившиеся на вооружении ее армии относительно новые танки Т-80, на которых в августе 2008 года грузинские военные совершили свой поход против Южной Осетии. Конечно же, тогда Украина поступила как верная союзница НАТО, но что она в итоге имеет сегодня? Ее вооруженные силы вынуждены воевать на Луганщине и в Донбассе на танковом металлоломе – танках Т-68/72, простоявших на консервации четверть века без всякого технического обслуживания. За эти годы противотанковое вооружение, производимое в том числе и на Украине, шагнуло далеко вперед, вследствие чего потери бронетехники СВУ столь огромны. Украинская армия, лишившись по прихоти политиков танков четвертого поколения, сегодня вынуждена воевать на танках третьего поколения, тогда как против них используется вооружение, предназначенное поражать танки уже пятого поколения. И так в нынешней украинской армии практически все.
Мне очень больно смотреть, как мужественно и честно гибнут на поле боя украинские солдаты и офицеры, и как на их смерти делают себе политический капитал киевские и днепропетровские нувориши. Мы в России пережили что-то подобное в 1994 году, когда только разгоралась первая Чеченская война. Но в России тогда было хоть какое-то осмысленное управление войсками, на Украине сегодня на это нет ни малейшего намека. Любой офицер запаса, получивший военное образование на военной кафедре гражданского вуза, прекрасно понимает, что командование, начиная с уровня батальонного звена, уже не руководит своими подчиненными на поле боя, а занимается решением логистических вопросов – расчетом позиций, организацией снабжения продовольствием, боеприпасами, горюче-смазочными материалами, вывозом раненых и убитых. А что видим мы?
В зоне АТО действуют разрозненные батальонные тактические группировки, не имеющие ни линейных связей с соседями, ни прямой связи с командованием, которое, похоже, бросает их в бой и сразу же забывает об их существовании. Складывается впечатление, что в нынешней украинской армии есть только генералы и капитаны, а старшие офицеры отсутствуют как таковые. Службы тыла нет в принципе, медико-санитарной службы нет как таковой, инженерно-саперной службы тоже нет. Иначе как объяснить тот факт, что в руки ополчения Донбасса попали два комплекса тактических баллистических ракет «Точка-У». Их что, взорвать было некому? А теперь представьте себе, что будет, если она из таких ракет, отклонение которой от точки наведения составляет не более 10 метров, прилетит в днепропетровскую резиденцию олигарха Игоря Коломойского?
Сегодня в мировой прессе обсуждается вопрос, почему ополчение Донбасса, не отвечавшее взаимностью на инициативы Владимира Путина, вдруг согласилось предоставить по его просьбе «гуманитарный» коридор украинским военным, окруженным в районе Иловайска? Кто-то говорит о жесте доброй воли, кто-то - о желании Москвы дистанцироваться от украинского кризиса, кто-то – о знаках Кремля в адрес Европы о необходимости примирения. Однако, на мой взгляд, этому есть одно вполне прагматическое и, я бы даже сказал циничное, объяснение: под Иловайском в окружение попало около пяти с половиной тысяч человек во главе со штабом 8-го армейского корпуса, из окружения без оружия вышло около трехсот человек, в Россию интернировалось еще около ста пятидесяти. Возникает резонный вопрос: а где все остальные солдаты, офицеры, национальные гвардейцы и просто наемники? Ответ очевиден: остались навсегда в полях и лесах.
Пока масштаб военной катастрофы на Донбассе среди населения Украины еще мало кто осознал. Родственники бесславно сгинувших в огне войны нескольких тысяч украинских военных все еще надеются, что те живы и лишь находятся в окружении или в плену, но когда до них дойдет страшная правда о том, что их отцы, дети, братья назад уже никогда не вернуться, это может стать причиной внутриполитического коллапса. Вот почему министр обороны Украины Валерий Гелетей, который, безусловно, должен знать ситуацию лучше всех, лично отвечающий за военный провал, начинает говорить о начале «Великой отечественной войны» украинского народа, которая будет сопровождаться десятками тысяч новых жертв. В его словах есть сермяжная правда: многочисленные бессмысленные жертвы среди военных уже есть, списать их на неудачу АТО без конкретных лично для него последствий уже невозможно, иначе ему придется расписаться в собственной глупости и поплатиться должностью. Подобная перспектива его явно не прельщает, поэтому он начинает говорить о проступающих к нему угрозах России применить ядерное оружие, начале войны между нашими двумя странами и прочей ерунде. Будь Гелетей настоящим боевым генералом, он от такого позора застрелился бы, как это сделал немецкий танковый генерал Крюге после поражения его корпуса в сражении под Прохоровкой в 1943 году. Но вместо этого он начинает городить несуразицу, дискредитируя себя, а заодно - и весь нынешний политический режим в Киеве.

- Вы согласны с мнением некоторых экспертов о том, что Украина играет для России особую роль? Ведь без Украины Россия не будет империей, а внешняя политика Владимира Путина, сожалеющего о распаде СССР, – это, по мнению тех же экспертов, попытка воссоздать Российскую империю.

- Вы правы, Украина играет для России не просто особую, а исключительную роль, гораздо большую, чем та, какую Турция играет для Азербайджана. И с мыслью о том, что Россия без Украины не будет империей тоже согласен. Но здесь присутствует очень существенный нюанс, о котором следует сказать особо. Данная мысль не является продуктом сегодняшнего дня и была высказана полтора столетия назад. Первым человеком, кому она пришла в голову, был один из столпов российской исторической науки Сергей Михайлович Соловьев, который говорил, что чиновничий имперский Петербург, подчинив себе Москву и Киев, смог примирить их извечный антагонизм. Иными словами, по его мнению, русские и украинцы могут ужиться друг с другом только в рамках наднациональной империи, объединенные духом «имперского интернационализма», во всех остальных случаях будут конкурировать между собой до вражды. Поэтому когда кто-то приписывает эту мысль себе, смело можете называть его лжецом или любителем плагиата. Если подобная мысль посещает нашего президента, о чем я, сами понимаете, не могу говорить достоверно, то это значит только то, что он хорошо учился в школе и в университете. По крайней мере, я эту мысль запомнил на уроках истории в восьмом классе советской общеобразовательной школы без малого тридцать лет назад. В Ветхом Завете есть Книга Екклесиаста или Проповедника (он же – царь Соломон или пророк Сулейман), в которой сказано: «Что было, то и будет, что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем». К этим словам мне нечего добавить.

- Возможно ли после всего, что произошло, восстановление доверительных отношений между русским и украинским народами? Простят ли украинцы Москве ее действия в Украине?

- На мой взгляд, между украинцами и русскими никогда не было и сейчас нет никаких противоречий или вражды. Вражда сидит в головах у украинских политиков, которые на этой волне делают себе политический и финансовый гешефт, наши народы или простые люди здесь абсолютно не причем. Если украинцы были бы нам, русским, врагами, то могли бы семь их миллионов проживать свободно и беспрепятственно в России, являясь ее гражданами? Сейчас в России постоянно живут и работают от полутора до трех миллионов украинских гастарбайтеров, причем около половины из них являются уроженцами западных областей Украины, считающихся логовом «бандеровщины». И разве у нас в России хоть кто-то им это ставит в укор? Если факты дискриминации уроженцев западноукраинских областей в России имели бы место в действительности, долго ли бы о них молчали американские, украинские и западноевропейские политтехнологи и пропагандисты? Совершенно очевидно, что это сразу стало бы новостью № 1.
За примерами политического пиара подобного рода ходить далеко не надо, достаточно вспомнить случай с Орханом Зейналовым. Помните, какой вой, свист и улюлюканье тогда были в прессе? Все это или что-то похожее мы обязательно получили бы и в случае, если в Москве или где-нибудь еще в России несправедливо обидели гражданина Украины. Но ничего такого нет. А пока мы приняли и разместили уже 850 тысяч беженцев, и четверти из них уже предоставили работу. Каково это, азербайджанцы знают на собственном опыте, когда из домов в Армении и Карабахе было изгнано до миллиона их соотечественников.
Мы, русские, ни с кем на Украине не ссорились, все то, что там происходит, – это внутреннее дело Украины. Перефразируя кричалку Майдана, скажу: «Мы – москали, мы не скачем». Нам нет смысла с кем бы то ни было ссориться. Но то, что происходит сейчас на юго-востоке Украины, не просто является гуманитарной катастрофой, это – геноцид русского и русскоязычного населения, очень похожий на тот, который пережил Азербайджан 20 лет назад. Не мы у украинцев, а украинцы у своих соотечественников должны просить прощения. А вот простят ли они своих сограждан, словом и делом поддержавших нынешний киевский режим, – это другой вопрос, и ответ на него должен быть найден в процессе внутриукраинского диалога.
А теперь я позволю себе порассуждать не как политолог, а как обыватель, причем как обыватель, который видит повседневную жизнь не только в Москве, но и в российской провинции. Я родился в одном из ближайших к столице областных центров - городе Туле, «оружейном сердце» России, там до сих пор живут мои родственники и друзья, с которыми я регулярно общаюсь. После начала гражданской войны на Украине производительность труда на тульских оборонных предприятиях сразу же возросла на 40 процентов, и это – только от осознания того, что над страной нависла угроза. Когда Россия взяла курс на замещение импорта продукции машиностроения из Украины, объем государственного заказа на тульских предприятиях вырос на четверть. Когда между Россией и ЕС вследствие введения экономических санкций началась торговая война, выяснилось, что урожай капусты у фермеров в пойме реки Оки составляет 1000 центнеров с гектара, а моркови – 600 центнеров с гектара, и все это изобилие буквально на корню было скуплено москвичами. В прошлом году дефицит врачебно-фельдшерского персонала в больницах районных центров и на селе составлял порядка 50 человек, людям платили по одному миллиону рублей подъемных за то, чтобы они поехали работать туда из областного центра, сегодня все имевшиеся вакансии замещены беженцами, готовыми принять российское гражданство. Аналогичную картину мы наблюдаем в образовании, строительстве, жилищно-коммунальной сфере. Военно-политический кризис на юго-востоке Украины, как вы видите, сделал нашу страну много более сильной, и поэтому мы должны благодарить украинцев, а не проклинать. Все это – оборотная сторона сермяжной правды, которую почему-то мало кто хочет замечать. А зря.

- Не могу не задать вам вопрос и о Казахстане. В последнее время мы видим, что некоторые российские политики рисуют негативный образ Казахстана. Так, например,  Владимир Жириновский в эфире «Эха Москвы» заявил, что в Кремле намерены сначала «разобраться с Украиной», а затем пойти на Казахстан, мол, там культивируются русофобские настроения. Потом и Владимир Путин обмолвился, что до Назарбаева Казахстан не имел своей государственности. А ведь Казахстан – многолетний партнер, даже союзник (учитывая ОДКБ и ЕАЭС) России. Что происходит в отношениях двух стран?

- Я понимаю, что у азербайджанцев крайне болезненное отношение к любым  словам Владимира Жириновского, поскольку ни один другой российский политик не позволял себе столько и таких оскорбительных высказываний в адрес Азербайджана и азербайджанцев как он. Многие в России и за ее пределами искренне считают, что главный секрет политического долголетия Жириновского заключается в том, что Кремль поручает ему озвучивать идеи или тезисы, которые сам в силу политических, этических или каких-либо иных причин озвучить не может. Я в корне не согласен с этим утверждением. Политика для него – это бизнес из разряда fashion, – когда сначала средствами рекламы формируется потребность и контингент потребителей, а уже потом организуется производство для удовлетворения этой потребности. Чтобы быть в тренде постоянно, быть востребованным, Жириновский вынужден искать и опробовать все новые и новые темы для самопиара, чтобы продолжать потом муссировать те из них, которые нашли отклик в мозгах или сердцах людей.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев – фигура сама по себе колоритная и могучая, и лягнуть ее исподтишка особого труда не составляет. Я не сомневаюсь, что Владимир Вольфович сделал этот словесный пас вполне осознанно, чтобы посмотреть, что из этого получится. Чтобы понять, преднамеренная ли это случайность или все-таки его внутренняя позиция, надо немного подождать и посмотреть, повторит ли он эту идею в третий или четвертый раз. Пока я не вижу оснований делать глубокомысленные выводы на счет его слов, очень даже может быть, что Жириновский находится в процессе поиска нового тренда.
Что касается слов Владимира Путина, то я как профессиональный историк не могу с ними не согласиться. Ни у одного здравомыслящего человека они не вызовут интеллектуального протеста или эмоционального раздражения. Казахстанская сторона, насколько мне известно, также официально не высказала на этот счет никаких возражений, ибо предмета для них объективно нет. Я чувствую в вашем вопросе скрытый подтекст, особенно если вспомнить намек на наличие у нашего президента подспудного желания реанимировать Российскую империю. Я понимаю, что возрастающая военно-политическая и экономическая мощь России у многих в мире вызывает опасение и зависть, но, согласитесь, и Азербайджан не стоит на месте, и за последние 20 лет из последней экономики Закавказья он превратился в первую экономику региона. Официальный Баку успешно проводит куда более агрессивную внешнеэкономическую политику, но никто из этого в России не делает трагедии. Тем более, что в отношениях межу нашими двумя странами любая облачность наконец-то рассеялась. Думаю, нам не стоит торопиться с выводами и следует немного подождать: еще в этом месяце в Астрахани состоится IV Каспийский саммит, который даст ответы на очень многие вопросы.

- Президент РФ Владимир Путин распорядился подписать договор о включении Армении в Евразийский экономический союз. Можно ли считать, что Москва, Минск и Астана учли позицию Азербайджана по вопросу вступления Армении в ТС и ЕАЭС, то есть, вступление Армении в эти объединения без оккупированного ею Нагорно-Карабахского региона Азербайджана? Как вообще будет регулироваться членство Армении в ЕАЭС при нерешенном Карабахском конфликте? 

- Мне в принципе не понятен интеллектуальный посыл вашего вопроса: если президент России о чем-то конкретном распоряжается, то он это делает в форме особого нормативно-распорядительного акта, именуемого распоряжением, полный текст которого в обязательном порядке публикуется в «Собрании законодательства Российской Федерации» и на официальном сайте Кремля. Никакого такого документа я ни в одном из этих официальных источников не видел. Наверное, речь идет о его пожелании на встрече глав государств Таможенного Союза в Минске ускорить процесс вхождения Армении в структуры евразийской экономической интеграции. Если мы говорим об этом, то моя позиция на этот счет остается неизменной: я абсолютно не уверен, что до конца этого года Армения станет полноправным членом Таможенного или Евразийского экономического союза. Девять месяцев назад я уже высказывался по этому поводу и говорил, что национальный эгоизм Армении стоит на этом пути непреодолимым препятствием. Насколько я понимаю, вопрос перевода армянского национального гражданского, налогового и таможенного законодательства на русский язык для последующей его унификации с законодательством ТС и ЕАЭС до сих пор не решен, Белоруссия и Казахстан не намерены принимать Армению в свои ряды ранее того, как с ее стороны будут выполнены все формально-правовые процедуры, исполнить которые она явнее не спешит или попросту не может. В данном случае вопрос не может быть решен только за счет одной политической воли, нужны масштабные юридически значимые действия, а их, насколько я понимаю, нет и не предвидится. А без этого все благие пожелания так и останутся благими пожеланиями.
Посмотрите на реакцию армянской стороны, бросив ретроспективный взгляд на ее ожидания приема в ТС И ЕАЭС: сначала она демонстрировала бурный восторг, затем – просто восторг, после этого – здоровый оптимизм, в настоящее время – просто оптимизм. Каждый квартал градус эмоций все более и более сходит на нет. У азербайджанцев есть пословица: «Сколько ни говори слово «халва», слаще от этого во рту не станет». Думаю, что она как нельзя лучше подходит к нашему случаю. Поэтому гадать на кофейной гуще и рассуждать о том, как будет регулироваться членство Армении в ЕАЭС при нерешенном Карабахском конфликте, пока перспективы этого членства весьма туманны, я считаю преждевременным.

Бахрам Батыев